?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Сумбурные мысли: читая "Автохтоны" Марии Галиной
очки, бейсболка, Солнцезащитные
alopuhin
Нынче даже фантазийные романы вынуждены простёгивать себя аллюзиями документальной реальности, setting'ующей нас здесь и сейчас, иначе лень и неинтересно уж слишком всё это будет читать, когда столько всего интересного вокруг…
Текст Марии Галиной, плоть её текста, независимо от того, что он с собой несёт, слишком хорош и актуален, чтобы я мог бросить его на первой трети: не смог — текст, плоть текста меня убеждает, независимо от того, что этот текст сообщает и собирается мне сообщить (ровно так, как текст, плоть текста, например, бездарного, как пробка, Прилепина ни разу не убедил меня настолько, чтобы я хоть раз заставил себя купить его разрекламированные тома в книжном магазине).
Впрочем, заметки сии преждевременны: читая "Автохтоны" (дочитав где-то до половины) параллельно с "Кольцами Сатурна" В.Г.Зебальда, я вижу параллельные же переклички между ними в высшей степени — для меня — интересные: и я очень рад такому параллелизму — в обоих текстах я вижу весьма продуктивную стадию преодоления модернизма и постмодернизма, где продуктивное сопряжение поэзии и документалистики XXI века ставит крест на пустопорожних финтифлюшках XX века (из-за которых, кстати, мне обрыдл и Пинчон, и французский "новый роман", и иные болтуны, норовящие плодить пухлые тома, минуя онтологические основания реального опыта).
Для меня лучшие романисты модернизма, не поддавшиеся на его барочные финтифлюшки, это Фолкнер, Сэлинджер, Хэм, Дж.Барт, М.Фриш, Ф.Дюренматт, Кэндзабуро Оэ, Вен.Ерофеев, А.Битов, Ф.Искандер, Н.Казандзакис, В.Набоков, Д.Фаулз, Л.Дарелл…
Ещё Лёв наш Николаич Толстой и незабвенный Юрий Олеша говорили, что негоже-де уже фантазийное чтиво плодить: сейчас это стало, как никогда, актуально и злободневно — non-fiction интереснее всего прочего, или те романы, что имеют форму документари (например, "В августе 44-го В.Богомолова).
Джойс (+Франц Кафка и С.Беккет) и Пруст (+С.Довлатов и Морис Бланшо) в XX веке расставили вешки крайностей, за которые заступать уже невозможно на ближайшие 200–300 лет существования художественной литературы.
Советская литература, в этом смысле, конечно, развивалась в некоем своём инкубаторе, поэтому судить по ней о мировых тенденциях нельзя…

27.07.2017, #скондачок

Последние записи в журнале

  • стрекоза мне вдруг нá руку села…

    *** стрекоза мне вдруг нá руку села но не знает бедняжка о том что назавтра синоптики серым станет небо сказали дождём . обложным все накроет надежды…

  • войдя в согласие с осиной…

    *** войдя в согласие с осиной сосной и прочей древесиной и животинкою незлой а также матушкой-землёй . что всех нас носит и питает хоть временами и…

  • погляди матка боска…

    *** погляди матка боска ля-ля тополя пожелтели берёзки пожухли поля . усыхает умишко мой и бабочки мозг лишь бы сдохли не слишком питер брейгель и…